Главная » Статьи » Проекты и разработки

Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школы.

Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школы.

 

           Актуальность исследования. В последние годы все более широкое распространение в практике обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находит метод проектов. Он трактуется методистами и учителями по-разному. Мы придерживаемся следующего определения данного метода: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути (Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, 2000, с. 67).

        Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.

          Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Следовательно, речь идет об определенной организации содержания обучения и познавательной деятельности учащихся, которая бы облегчала и ускоряла овладение знаниями учащимися, активизировала процесс их усвоения, обучала школьников приемам самостоятельной работы с учебным материалом и информацией, способствовала формированию у них информационной и коммуникативной компетенций. Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на личностно-ориентированный подход. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, «Портфель ученика» метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. По самой своей сути метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности. Использование метода проектов при обучении ИЯ позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.

      Практически все перечисленные исследования, в основном, касались вузовского образования или старшего этапа обучения в школе. Вместе с тем, метод проектов может и должен использоваться на разных ступенях и этапах обучения. Разумеется, эффективность использования данного метода во многом зависит от детальной, технологической его проработки для определенного этапа обучения, исследования целого комплекса задач, связанных со спецификой предметной области, уровнем обученности, стандартом образования по иностранным языкам. Однако технология использования метода проектов в обучении иностранным языкам учащихся на среднем этапе общеобразовательной школы до сих пор не разработана. Этим обусловлен выбор темы настоящего исследования. В этом и актуальность исследования, ибо эффективность использования того или иного метода в учебно-воспитательном процессом напрямую зависит от грамотного, т.е. методически обоснованного его использования.

       Кроме того, широкое внедрение метода проектов в образовательный процесс в последнее время часто ведет к подмене понятий. Метод – категория дидактическая. Это способ организации процесса познания, овладения определенной областью практического или теоретического знания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (а это не что иное, как технология). Для иностранного языка это важно с точки зрения речемыслительной деятельности. Обсуждение, рассмотрение проблемы с целью ее решения стимулирует речемыслительную деятельность.

 

        Поэтому целью исследования стало – создание теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования коммуникативной компетенции с помощью метода проектов на среднем этапе общеобразовательной школы

        Проблема исследования заключается в поиске решения противоречия между спецификой предмета, принципами личностно ориентированного подхода и используемыми в реальной практике методами, ориентированными на среднего ученика.

      Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс обучения иностранному языку на среднем этапе с использованием метода проектов.

       Предметом исследования является разработка методики организации и проведения проектной деятельности для формирования коммуникативной иноязычной компетенции на среднем этапе общеобразовательной школы

         Гипотеза исследования состоит в том, что формирование коммуникативной компетенции учащихся на среднем этапе с использованием метода проектов будет обеспечено, если:

определены роль и место метода проектов в учебном процессе по иностранному языку на среднем этапе;

разработана технология обучения проектной деятельности учащихся на среднем этапе обучения иностранным языкам;

учащиеся овладеют интеллектуальными умениями, необходимыми и достаточными для проектной деятельности на иностранном языке;

учителя овладеют технологией проектной деятельности;

отобранные проблемы для проектной деятельности будут соответствовать программе обучения иностранному языку на среднем этапе и интересам учащихся этого возраста, с одной стороны, а с другой, языковые средства для их обсуждения будут доступны по сложности.

будет сформирована устойчивая мотивация к процессу совместной исследовательской, поисковой, творческой деятельности учащихся в группах сотрудничества для выполнения проектов.

В ЗАДАЧИ исследования входит:

Обобщить основные методологические и теоретические подходы к исследованию применения метода проектов как эффективного средства формирования коммуникативной иноязычной компетенции.

Определить специфику применения метода проектов при обучении учащихся иностранному языку на среднем этапе.

Определить последовательность познавательных действий учащихся при подготовке и проведении проектной деятельности.

Разработать систему заданий для подготовки учащихся к проектной деятельности (пропедевтический курс)

Выявить условия применения метода проектов для формирования устойчивой мотивации, развития познавательных интересов учащихся, способностей само - и взаимооценки (рефлексии).

Разработать критерии внешней оценки эффективности проектной деятельности для формирования коммуникативной иноязычной компетенции у учащихся среднего этапа обучения.

Определить специфику проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочное время, в том числе в процессе общешкольного проекта.

Проверить эффективность данного метода в ходе опытного обучения на среднем этапе.

     Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и критический анализ отечественной и зарубежной литературы по методике, педагогике, психологии, психолингвистике и лингвистике по рассматриваемой теме исследования; анализ действующих зарубежных и отечественных учебников для учащихся среднего этапа обучения иностранному языку; изучение и обобщение передового педагогического опыта по применению метода проектов; проведение опытного обучения и анализ его результатов; методы педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование), методы математической статистики при обработке данных.

           ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в следующем:

     Теоретически обоснована возможность более эффективного способа совершенствования коммуникативной компетенции у учащихся на среднем этапе обучения иностранным языкам с применением метода проектов.

      Выявлена возможность применения метода проектов для улучшения мотивации, развития познавательных интересов учащихся, способностей само - и взаимооценки.

Разработаны критерии внешней оценки всех типов проектов на основе существующих в методике параметров.

Уточнена типология проектов по иностранным языкам

Обоснована необходимость проведения пропедевтического курса для формирования необходимых навыков и умений проектной деятельности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ состоит в следующем:

     Разработаны методические рекомендации по организации учебного процесса по иностранным языкам с использованием метода проектов на среднем этапе, которые могут быть использованы учителями общеобразовательной школы в своей практической деятельности.

На защиту выносятся следующие ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Использование метода проектов методически целесообразно для формирования коммуникативной компетенции учащихся на среднем этапе обучения иностранным языкам и для формирования устойчивой мотивации, развития познавательных интересов учащихся, интеллектуальных умений критического мышления, способностей само - и взаимооценки.

2. Эффективность использования метода проектов на среднем этапе общеобразовательной школы предусматривает проведения пропедевтического курса для формирования необходимых навыков и умений проектной деятельности.

3. Методика организации проектной деятельности учащихся по иностранному языку на уроке и во внеурочной деятельности с учетом их возрастных особенностей предполагает реализацию четырех основных этапов: подготовительного, работы над проектом, защиты и оппонирования проектов, подведения итогов, внешней оценки.

4. Специфика предмета «иностранный язык» диктует необходимость внесения уточнений в разработанную в методике типологию учебных проектов по иностранным языкам.

Структура работы

       Цели и задачи исследования определили следующую структуру диссертации: введение, три главы, заключение, библиография, приложение.

       Во «Введении» обосновывается актуальность и выбор темы диссертации, выделяются объект и предмет исследования, формулируются цель, гипотеза и задачи, определяются новизна, теоретическая и практическая значимость работы, указываются основные положения, выносимые на защиту.

          В первой главе диссертационного исследования «Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции» рассматриваются цели и задачи обучения иностранному языку на среднем этапе в свете требований к уровню владения коммуникативной компетенцией, определенных образовательным стандартом общего образования; рассматривается проблема языкового образования учащихся в свете изменений в образовательной системе России; формулируются особенности личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся; даны психолого-педагогические особенности учащихся среднего школьного возраста; проведен анализ исторических и современных подходов к использованию метода проектов.

        Во второй главе «Метод проектов в обучении иностранным языкам» дан анализ специфики предмета «иностранный язык»; рассмотрена существующая типология телекоммуникационных проектов по иностранным языкам и внесены некоторые уточнения; дан анализ особенностей телекоммуникационных проектов при обучении иностранным языкам; определена специфика организации проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка с применением телекоммуникаций.

       В третьей главе обоснованы необходимость подготовки учителем проектного задания до урока и проведения пропедевтического курса для формирования необходимых для выполнения проектов навыков и умений; даны методические рекомендации по их проведению; дана методика организации и проведения проектной деятельности учащихся на уроке иностранного языка, во внеурочное время, в том числе в рамках общешкольного проекта; приведены результаты опытного обучения.

         В «Заключении» подводятся итоги проведенного исследования; обобщаются результаты работы, позволяющие считать ее задачи решенными, гипотезу подтвержденной; намечаются направления дальнейшего исследования.

          Исследование заканчивается комплектом приложений, содержащим: задания для формирования необходимых для проектной деятельности навыков и умений, формируемых в ходе пропедевтического курса; дидактических материалов для организации проектной деятельности, включающих цикловое планирование учебного процесса; проектную документацию, памятки, тексты для формирования речевых умений чтения и аудирования, примеры проектных работ; срезы и итоги опытного обучения.

 

Основное содержание работы

     В данном исследовании предлагается один из способов повышения эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции, развития познавательных интересов учащихся, интеллектуальных умений критического и творческого мышления, способностей само - и взаимооценки - с помощью метода проектов.

         Наиболее актуальной педагогической технологией, способной обеспечить решение поставленных перед образованием задач, является метод проектов. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных для того времени задач образования, метод проектов не утратил своей актуальности и в наши дни. Именно с точки зрения проблемы адаптации школы к современным экономическим реалиям, с точки зрения его практицизма метод проектов представляет для нас определенный дидактический интерес.

       Проектная деятельность ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, дает возможность переместить акцент с лингвистического компонента на содержательный и сосредоточить их внимание не на языке, а на проблеме, способствуя осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка, включая процесс освоения иностранным языком в продуктивную творческую деятельность.

             Вполне очевидно, что метод проектов, будучи комплексным методом, предполагающим по своей сути использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, обучение в сотрудничестве, способен решить целый комплекс задач, связанных с оптимизацией учебного процесса по иностранному языку при условии соблюдения основных требований, предъявляемых к его использованию. Одним из таких требований является знание типологии проектов, так как организация проектной деятельности во многом определяется типом проекта.

     Итак, мы предлагаем уточненную типологию проектов по иностранным языкам с учетом специфики формирования коммуникативной компетенции:

I. Cоциокультурные:

1. Социолингвистические

2. Культуроведческие (страноведческие):

а) историко-географические;

б) этнографические;

в) политические;

г) экономические.

3. Социальные.

II. Ролево-игровые и игровые:

а) воображаемые путешествия;

б) имитационно-деловые;

в) драматические;

г) имитационно-социальные

       Деятельность учителя и учащихся при выполнении любого проекта всегда подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности определенных этапов и стадий. Что касается вопроса структурирования проекта, то при обучении иностранным языкам сохраняются общие подходы, разработанные в дидактике:

Целеполагание (определение темы, проблемы, гипотез, целей проекта).

Планирование (определение методов исследования, источников информации, критериев оценки).

Исследование (сбор информации, решение промежуточных задач).

Презентация (защита и оппонирование) и оценка результатов (качественная оценка проделанной работы).

     Успех реализации метода проектов во многом зависит от правильно организованной работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях, степени владения учащимися необходимыми для проектной деятельности навыками и умениями. Анализ практики использования метода проектов показал, что для продуктивной совместной или индивидуальной деятельности в проекте учащиеся должны владеть целым рядом общеучебных умений:

 

1) интеллектуальными: работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать ее, устанавливать ассоциации с ранее изученным, делать выводы;

 

2) творческими: генерировать идеи, находить многовариантные решения проблемы, предвидеть возможные последствия принимаемых решений;

 

3) коммуникативными: вступать в общение, слушать партнера по общению, адекватно влиять на собеседника, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с собеседником, прогнозировать результат своего высказывания и др.

 

4) социальными: сотрудничать с другими, принимать точку зрения других, нести ответственность за результаты своего труда, подчиняться решению группы, доверять членам команды.

 

     Следовательно, учащиеся должны быть определенным образом подготовлены вести аналитическую поисковую деятельность. Однако, в большинстве случаев они не готовы к проектной деятельности в полном объеме, что обусловило необходимость организации пропедевтического курса. В задачи этого курса входило:

ознакомление учащихся с сутью проектной деятельностью;

проверка их готовности работать в группах сотрудничества и ознакомление с основными требованиями совместной работы;

проведение предварительного тренинга по формированию умения выявлять проблемы на основе анализа проблемных ситуаций;

проведение предварительного тренинга по определению степени сформированности умений участия в дискуссии (давать аргументированные ответы; умению формировать совместно общую позицию, пр.);

проведение тренинга по формированию умений планировать совместную деятельность, распределять роли, задания между участниками проектной деятельности; оценивать свои результаты и результаты всей группы.

      Разумеется, при этом оставалась главная методическая задача – все эти умения должны были реализовываться на иностранном языке. Метод проектов – с одной стороны, - средство формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции, а с другой, сам требует определенного уровня сформированности общеучебных и речевых умений. Для организации такой подготовительной работы был разработан комплект памяток, поскольку на весь пропедевтический этап было отведено 4 урока. Все уроки проводились на иностранном языке. Учащиеся четко понимали их цель и потому достаточно активно участвовали в организуемых тренингах.

 

        Для успешной организации проектной деятельности учащихся подготовка учителем проектного задания до урока имеет также немаловажное значение. Под проектным заданием мы понимаем объект проектной деятельности, замысел, имеющий определенную целевую заданность конечного результата, выполнение которого требует поиска доказательств, интеграции знаний и умений. Учителю необходимо решить следующие задачи:

выбрать тему для предстоящего проекта, выявить проблему, сформулировать возможные гипотезы решения проблемы;

подобрать проблемные ситуации для выявления проблемы и формулирования гипотез учащимися;

провести отбор содержания обучения и подготовку вопросов для организации обсуждения по предполагаемым проблемам и гипотезам;

определить источники информации, продумать возможное техническое, организационное обеспечение.

          Необходимо заранее продумать вопросы проблемной направленности. Для того чтобы обеспечить эффективное обсуждение на уроке, необходимо, чтобы отобранные проблемы для проектной деятельности соответствовали программе обучения на соответствующем этапе обучения иностранным языкам, были доступными по сложности и отвечали интересам учащихся этого возраста и в большей мере отражали возможность обсуждения, чем их решения. Рассуждая над возможными путями решения обозначенных в проекте проблем, учащиеся акцентируют внимание не на форме, а на содержании своего высказывания, переместив, таким образом, акцент с лингвистического аспекта на содержательный. Проблемная постановка вопроса, отсутствие полной информации в поставленной задаче или тексте требует поиска дополнительной информации. Таким образом, учащиеся получают возможность осуществлять творческую, поисковую, исследовательскую деятельность в рамках заданной темы при работе с иноязычными текстами, печатными и звуковыми. Это способствует развитию интеллектуальных умений критического и творческого мышления, формированию специфических навыков работы с информацией. За счет тщательного отбора учителем содержания на основе проблемных ситуаций, текстов для чтения, аудирования, проблемных ситуаций для развития умений диалогической речи, происходит расширение потенциального словаря учащихся.

          Подбор материала к проекту должен быть организован до начала работы над ним. Вся необходимая информация к каждому конкретному проекту может содержаться либо в специально организованной электронной папке, выступающей в роли каталога, где материал представляется в виде ссылок на рекомендуемые источники с краткой аннотацией предлагаемых статей, видеозаписей, либо в «портфеле проекта» - папке, в которой также должны быть ссылки на возможные источники с небольшими аннотациями к предлагаемым текстам, книгам, журналам и т.п., а также готовый материал по проблеме проекта. В любом случае, одной из главных задач создания информационного источника и в том, и в другом случае является развитие умений учащихся работать с информацией. Предлагаемая дополнительная информация должна отражать различные точки зрения на один и тот же вопрос, что позволит не сковывать инициативу учащихся, научит их самостоятельно мыслить, иметь свое мнение и уметь его аргументировать.

       Итогом всей работы становится научно-практическая конференция, в ходе которой подводятся итоги проектной деятельности школы, делаются выводы о важности решения проблемы. Важно, чтобы проблема была осмыслена учащимися. Важен тот практический опыт исследовательской работы, который приобрели учащиеся, важны те умения критического мышления, которые школьники сформировали в процессе проектной деятельности и работы научно-практической конференции.

         В ходе экспериментального обучения учащимися было выполнено четыре проекта, представляющих собой разные типы: "How to become independent of weather?”, "Does climate influence living beings? Arguments for and against”, "How to save animals from extinction?” "Man: the creator and the destroyer”. На примере проекта "How to save animals from extinction?” была показана методика организации проектной деятельности на уроке.

      Таким образом, результаты опытного обучения могут рассматриваться как подтверждение ранее выдвинутой гипотезы исследования и доказательство эффективности применения данной технологии на среднем этапе обучения иностранному языку. Результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой в начале работы гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

 

1. Предложенная методика адекватна цели исследования.

 

2. Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранному языку имеет ряд преимуществ, основные из которых: а) повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся; б) улучшение мотивации и развитию познавательных интересов учащихся, способностей само - и взаимооценки; в) развитие интеллектуальных умений критического и творческого мышления; г) возможность учета возрастных и психофизиологических особенностей подростков.

 

Категория: Проекты и разработки | Добавил: Админ (25.01.2012)
Просмотров: 1738 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: