Главная » Статьи » Проекты и разработки

Проект-исследование по изучению комфортной образовательной среды МБОУ СОШ№46

Оценка комфортности образовательной среды школы

участниками образовательного процесса

автор - О.Б. Сорокина

             Школьная среда, в которой пребывает подросток, должна быть гармоничной для ученика, а для этого надо правильно и качественно организовать познание, общение, деятельность подростка в комфортных, здоровьесберегающих условиях. 

             Под комфортностью образовательной среды понимается, по мнению И.А.Баевой, прежде всего, атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель. Вне зависимости от заявленных притязаний на уровень образования школу оценивают не только по качеству образования, но и по критериям, влияющим на благоприятную образовательную среду в процессе обучения учащихся.

Мы выделяем  следующие критерии, влияющие на создание психологически комфортной образовательной среды в процессе обучения подростков:

-   забота о психологической безопасности и здоровье школьника;

- психологическая поддержка в процессе обучения подростков;

-  чувство защищённости подростков.

            И сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования, забота о психологической безопасности и здоровье школьника становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости миру взрослых, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру.  У младшего школьника психологическое здоровье проявляется в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в  уважении к общественному взрослому;   у подростка – в мятежном стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, у юноши – в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и в построении планов будущего.

           Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации.

          Качество образования становится на современном этапе основополагающим моментом развития общества. Как считает Шамова Т.И., «оценка качества образовательной подготовки на разных ступенях обучения необходима и личности, и обществу, и государству». Она отмечает, что качество образования – это не только результат, но и условие, и процесс. При этом важно ответить на такие вопросы, которые характеризуют условия, влияющие на образовательный процесс и образовательную среду.

Выстраивая модель психологической безопасности образовательной среды школы, необходимо опираться на психологические качества личности человека, которые включают в себя все, что касается субъект-субъектных и самосубъектных взаимосвязей и отношений. Таким образом, это образование имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими и с самим собой. Анализ взаимодействия субъектов образовательного процесса показал, что педагоги, родители и учащиеся имеют некоторый минимум психологических знаний, который обеспечивает более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие. Однако учителя и родители не владеют в достаточной мере технологиями, обеспечивающими эффективность поведения и социального взаимодействия, т.е. для них характерен низкий уровень психологической компетентности.

 Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования,   забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится  обязательным  целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования.

           С целью оценки психологической безопасности образовательной среды школы участниками образовательного процесса мы провели исследование на базе школы №46 города Новосибирска с использованием методики В.И.Панова по психодидактике образовательных систем. В исследовании приняли участие обучающиеся разных классов среднего и старшего звена, родители учащихся и учителя.

          Данные проведенной анкеты позволяют получить представление, насколько безопасной считают школьную среду ученики с 5 по 11 класс. Прямыми вопросами относительно безопасности школьной среды можно считать следующие: « Насколько защищёнными Вы чувствуете себя в школе?» Одна треть учащихся затрудняются ответить на этот вопрос, но остальные учащиеся чувствуют себя в школе вполне защищёнными. На этот же вопрос, заданный родителям учащихся, родители считают, что они чувствуют себя вполне защищёнными в школе.

         Косвенными вопросами относительно безопасности школьной среды можно считать следующие: «Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного совершенствования Ваших возможностей?» Все учащиеся, кроме одного, ответили да.  «Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию: а) интеллектуальных способностей? б) жизненных умений?» Большинство учащихся согласились с тем, что обучение в школе помогает развитию интеллектуальных способностей. Чуть больше половины всех учащихся считают, что обучение в школе помогает развитию жизненных умений. На вопрос: «Предположим, что по каким-то причинам Вы долго не могли посещать школу. Вернулись бы Вы на свое прежнее место учебы?»   Почти все учащиеся ответили «да». Перейдя к вопросу: «Какое настроение чаще всего у Вас в школе?» практически все учащиеся ответили «обычно хорошее», а треть учащихся считают, что школа не влияет на их настроение. А вот родители, посещая школу ребёнка, все приходят с хорошим настроением.

         Далее учащимся была предложена охарактеризовать школьную среду. Все учащиеся на первое место поставили взаимоотношения с учителями, затем возможность высказать свою точку зрения и взаимоотношения с учениками. Однако родители, отвечая на этот вопрос, на первое место поставили возможность высказать свою точку зрения, только затем взаимоотношения с учителями. Далее идёт учёт личных проблем и затруднений и возможность проявлять инициативу.

Учителям было также предложено охарактеризовать школьную среду, в которой они работают. На первое место они поставили эмоциональный комфорт, затем возможность обратиться за помощью. И  только потом помощь в выборе собственного решения. Несмотря на то, что мнения учащихся, родителей и учителей разошлись, следует отметить, что все характеристики, выбранные участниками анкеты, благоприятно влияют на создание  комфортной образовательной среды в школе.

         Также косвенно информацию об этом дают ответы родителей, которым были заданы вопросы, касающиеся образовательной среды в школе. Отвечая на вопрос: «Считаете ли Вы, что обучение ребенка в данной школе помогает развитию его: а) интеллектуальных способностей? б) жизненных умений?»  Практически все родители считают, что обучение в школе, прежде всего, помогает ребёнку развитию жизненных умений. Хотя большинство родителей  согласны с тем, что обучение помогает развитию интеллектуальных способностей, но при этом двое родителей затрудняются ответить на этот вопрос. Сопоставляя ответы учащихся и родителей, было выявлено, что их мнения расходятся. Исходя из этого, следует отметить, что ответы родителей в данном вопросе указывают на то, что они в наибольшей степени заинтересованы в создании благоприятной  образовательной среды для учащихся в школе.

           Большинство вопросов были заданы и учителям, работающим с этими учащимися. На вопрос: «Считаете ли Вы, что обучение ребенка в данной школе помогает развитию его: а) интеллектуальных способностей? б) жизненных умений?» учителя полностью разделяют позицию родителей. А вот на вопрос: «Насколько защищённым Вы чувствуете себя в школе?» треть учителей затрудняются ответить, остальные чувствуют себя защищёнными. Отвечая на вопрос: «Считаете ли Вы свою работу увлекательной?» все учителя ответили да. Также учителям было предложено охарактеризовать особенности своего коллектива. Большая часть учителей считает, что нужно работать так, как работают в этом коллективе, однако треть учителей предполагают, что работать нужно лучше, чем сейчас. Это объясняется тем, что учителя находятся в постоянном поиске эффективных методов работы с учащимися, которые могли бы не только заинтересовать ребёнка, но и почувствовать себя уверенно и комфортно в образовательной среде, особенно в подростковом возрасте. Именно ощущение комфортности в  образовательной среде поможет ребёнку проявить свои творческие способности в процессе обучения.

          Проанализировав результаты полученных данных, считаю, что цель проведённой диагностики достигнута. Прежде всего, перед исследованием стояла задача выяснить, при каких условиях  участниками образовательного процесса данной школы будет создана психологически комфортная образовательная среда. Из ответов ясно, что все участники образовательного процесса в той или иной степени заинтересованы в создании комфортных условиях учащихся в процессе обучения.

          Анализ опроса учащихся показал, что они себя чувствуют в полной безопасности в данном образовательном учреждении. Ответы родителей доказывают то, что они заботятся о психологической безопасности и здоровье своих детей. А результаты опроса учителей в полной мере раскрывают то, что они всегда готовы оказать психологическую поддержку в процессе обучения учащихся.

            На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в данном учреждении создана комфортная образовательная среда для подростков.

 

Список литературы

1.Баева И.В. Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: М-лы 6-й Всероссийской научно-практической конф. – М.:МГППУ.2010.-С.91-104.

2. Маслоу А.Г., Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.378-379.

3. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб., 2007.

4.Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н., Управление образовательными системами. 2007.

Категория: Проекты и разработки | Добавил: сумрак (11.04.2013)
Просмотров: 4206 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: