Советы ученикам:
Как подготовиться к сдаче экзаменов (ЕГЭ)
Любое
испытание - ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным,
конфликтным и тревожным состоянием человека. Поэтому ваше знакомство с
информацией в области психологии стресса и психотехническими способами снятия
внутреннего напряжения может дать вам инструмент самопомощи при подготовке и
сдаче испытаний.
Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой
ситуации. Значит, и вы сможете справиться со своим волнением и напряжением в
процессе подготовки к сдачи экзамена, умело используя свой инструмент
самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас.
Давайте вначале рассмотрим некоторые методы самопомощи, которые помогут вам «сбросить»
внутреннее напряжение на подготовительном этапе к испытаниям.
- Например, когда нужно сесть за стол и
готовиться к экзаменам, а вы не можете это сделать,
в голову «лезут»
посторонние мысли, то
попробуйте простейший аутотренинг. Он позволит включиться вам
в любую деятельность. Для этого сядьте за стол, на котором приготовлены
книги, конспекты и т. д., закройте глаза и про себя (или шепотом)
повторите 8-10 раз «Я могу писать. Я могу писать... Я пишу...
Я пишу!». Интонации нарастают от
механической безучастности до страстного
требования. В момент
наибольшего напряжения
вы внезапно замолкаете, расслабляетесь, откинувшись на
спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте в
этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое
время в этой пустоте начинает всплывать ваша фраза, а потом и требование
писать. И вы почувствуете, что рука сама потянется к бумаге.
Если что-то помешает, попробуйте вновь расслабиться и затем
снова услышать свой приказ. Фразы могут быть разными, но главное условие -
должны быть короткими и по существу дела.
- Если же вы не в состоянии сосредоточиться,
не можете включиться в работу, то вам надо сесть и писать. Причем писать
любые строчки, которые приходят вам в голову. Главное не останавливать и
не перечитывать написанное, не останавливать процесс «врабатывания». Через
некоторое время работа по-настоящему захватит вас.
- Не следует забывать, что умственную
деятельность активизирует манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба.
Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой
деятельности, поэтому при монотонной работе полезно через 15 минут сделать
короткую паузу (1-2 минуты) или переключиться на другую
деятельность. При однообразной
работе лучше через полтора
часа сделать
длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами
или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку
потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений.
- Перечислим некоторые методы саморегуляции,
которые помогут снять внутренне напряжение и подготовиться к экзаменам:
- сделать паузу в работе;
- выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или
переместиться в другую ее часть;
- подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице
людей, попробовать вообразить, о чем они думают;
- опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;
- постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь
немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость
и т. п.
- Основной способ саморегуляции -
самовнушение. Самовнушение должно быть позитивным,
жизнеутверждающим, конструктивным
(нельзя внушать себе
негативное); должно быть облечено в
простые, четкие и понятные фразы в
утвердительной форме без частицы «не» («я
хочу...», «я могу...» и т. п.) и
предполагает многократное
повторение. Применение
подобных способов саморегуляции, поможет Вам и во время
экзамена обеспечить самообладание и выдержку,
адекватные проблемной ситуации,
неизбежно возникающей при испытаниях.
Во время тестирования:
Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:
- постараться поддерживать у себя позитивное
мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;
- не поддаваться негативным изменениям в
своем настроении;
- помнить, что очень важна положительная
самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в
себе, потому что я
положительно себя оцениваю.
Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет
хорошо...».
Подготовка к экзамену
- Сначала подготовь место для занятий: убери
со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради,
бумагу, карандаши и т.п.
- Можно ввести в интерьер
комнаты желтый и фиолетовый цвета,
поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для
этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или
эстампа.
- Составь план занятий. Для начала определи:
кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от
этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на
каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня
будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие
именно разделы и темы.
- Начни с самого трудного, с того раздела,
который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться",
можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и
понятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
- Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут
занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить
цветы, сделать зарядку, принять душ.
- Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать
и запомнить наизусть весь учебник. Полезно
структурировать материал за счет
составления планов, схем, причем
желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать
при кратком повторении материала.
- Выполняй как можно больше различных
опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями
тестовых заданий.
- Тренируйся с секундомером в руках, засекай
время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2
минуты на задание).
- Готовясь к экзаменам, никогда не думай о
том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе
картину триумфа.
- Оставь один день перед экзаменом на то,
чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых
трудных вопросах.
Накануне экзамена
- Многие считают: для того, чтобы полностью
подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним
ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять.
Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку.
Постарайся выспаться, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего
здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это
своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои
возможности и способности.
- В пункт сдачи экзамена ты должен явиться,
не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно
иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении!!!) и несколько (про
запас) гелевых ручек с черными чернилами.
- Если в помещении, где будет проходить
экзамен, холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на
экзамене 3-4 часа.
Во время тестирования
- В начале тестирования вам сообщат
необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как
кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты
внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
- Бланк ответов
(область регистрации, сами ответы
и пр.) ты заполняешь только печатными
буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например,
буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме,
которую тебе скажут перед началом тестирования.
- Экзаменационные материалы состоят из трех
частей: А, В, С:
- в заданиях
части А нужно выбрать
правильный ответ из нескольких
предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком
"Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты
должен под номером задания пометить знаком "X" ту клеточку,
номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
- в заданиях части В ответ дается в виде
одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля
с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа
для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или
число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или
математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев
не допускается.
- в заданиях части С дается развернутый
ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на
отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом
верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер
основного бланка ответов
(розового цвета).
При этом никакие дополнительные
сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
- Исправления в
бланке ответов крайне
нежелательны. Если все-таки
исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях
типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных
меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов.
Количество допускаемых исправлений - не больше шести.
- В процедуре заполнения
бланков возможны некоторые изменения, о
которых вас обязательно проинформируют.
- При получении результатов тестирования ты
имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с
оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления
результата) в конфликтную комиссию.
Приведем несколько
универсальных рецептов для более
успешной тактики
выполнения тестирования.
- Сосредоточься! После выполнения
предварительной части тестирования (заполнения бланков),
когда ты прояснил все
непонятные для себя
моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих.
Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие
время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны
влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай
вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
- Начни с легкого! Начни отвечать на те
вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не
останавливаясь на тех,
которые могут вызвать
долгие раздумья. Тогда ты успокоишься,
голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты
как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет
направлена на более трудные вопросы.
- Пропускай! Надо научиться пропускать
трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие
вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков
только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на
тех, которые вызывают у тебя затруднения.
- Читай задание до конца! Спешка не должна
приводить к тому, что ты стараешься понять условия
задания "по первым
словам" и достраиваешь
концовку в собственном воображении. Это верный
способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
- Думай только о текущем задании! Когда ты
видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило,
задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты
применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не
помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое
задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект -
забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам).
Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
- Исключай! Многие задания можно быстрее
решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно
исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения
позволяет в итоге сконцентрировать
внимание всего на одном-двух вариантах, а не
на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
- Запланируй два круга! Рассчитай время так,
чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким
заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум
очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными,
которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
- Проверь! Оставь время для проверки своей
работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
- Угадывай! Если ты не уверен в выборе
ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то
интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой
взгляд, имеет большую вероятность.
- Не огорчайся!
Стремись выполнить все задания, но
помни, что на практике это нереально.
Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на
максимальный уровень трудности и количество решенных тобой заданий вполне
может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Рекомендуемая
литература:
1. М.Ю Чибасова. Единый
государственный экзамен. Психологическая подготовка -М.: Генезис, 2004.
2.
С.В.Коноваленко.
Экзамен?.. Нет проблем!
Или Как психологически подготовиться к
экзаменам и успешно сдать их. - М: Гном-Пресс, 1999
|