Учитель
английского языка
МБОУ СОШ № 46
Сорокина Олеся Борисовна
2011 год
Дорогами добра и зла.
Цель: воспитание высоконравственных людей.
Задачи:
помочь
учащимся стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный
выбор;
содействовать
становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию и
отдавать себе отчет в том, какую жизнь он предпочитает;
учить
нести полную ответственность за свой выбор;
научить
интерпретировать происходящее с точки зрения общих основ жизни собственным
отношением к тому или иному явлению.
Оформление.
На стенах плакаты:
« Добро и зло — извечный выбор, важнейший выбор человека,
Судьбы его первопричина и смысл его земного века». (Ю. Новиков)
«Ни за что человек так дорого не расплачивается, как за свои
добродетели».
( Ф. Ницше)
«Отойди от зла и сотвори благо»
Каждый
выбирает для себя
Женщину,
религию, дорогу.
Дьяволу
служить или пророку –
Каждый
выбирает для себя»
(Ю.
Левитанский)
«Из всех наук, которые человек должен знать,
главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно
больше добра»
(Л. Толстой).
Оборудование:
Аудиоматериал – аудиозапись
«Вальс цветов» П.И. Чайковского, «Аве Мария»
Картинная и книжная выставки.
Учитель:
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том,
как жить, делая как можно меньше зла,
как можно больше добра», - эти слова Льва Николаевича Толстого
точно отражают суть любой деятельности человека.
Проблема
выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла
невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире.
Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль,
нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность,
порядочность, святость...
В
последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни,
превращаясь в категорию философскую. Жестокие реалии сегодняшнего дня
заставляют людей хмуриться, меньше улыбаться. Люди не задумываются над тем, что
они становятся душевно черствыми, скупыми на добрые эмоции, дела. У родных,
близких людей катастрофически не хватает времени обнять, приласкать, послушать
друг друга. И в этой атмосфере душевной черствости растут наши дети. Настоятельная
необходимость борьбы за детские души сегодня ясна всем. Наша жизнь – сложная
цепь поступков собственных, восприятия и реакции на поступки других. И эту цепь
плетем мы сами, но не всегда осознаем это. А ведь это наш след в жизни. У
Расула Гамзатова есть такие слова: «Мы родились, чтобы оставить след. Дом или
тропинку, дерево или слово». Сегодня, наверное, пришло время задуматься над
этим.
Ребята, что вы принесете в этот мир – радость или слезы, созидание или
разрушение? Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос.
Ученик: Взрослею. Не хочется быть взрослым, а еще
сильнее не хочется чувствовать себя ребенком. Ничего не установилось, все
зыбко. Одной ногой в лодке, другой – на берегу.
Учитель: М. Ш. Шаймиев объявил 2007 год в нашей Республике Татарстан годом благотворительности, милосердия. Но это не
значит, что только в этом году надо уделять внимание к окружающим людям, быть
милосердным, помогать больным и инвалидам, об этом нужно помнить всегда. Посмотрите на доску (эмблема). Этот символ вы
часто будете видеть по телевидению и в журналах.
Как вы понимаете этот символ? (голубь, рука, сердце)
Ученики исполняют песню «Птица
счастья» ( Слова Н. Добронравова , музыка А. Пахмутовой )
1.
Однажды в
край далекий
На краешек земли
Искать свою удачу отправишься и ты.
Путей не будет легких,
Вся жизнь, как трудный бой,
Но будет птица счастья
Кружиться
над тобой.
Та птица – это ветер
С ромашковых полей
И тихий шелест тонких
Березовых ветвей.
Ты мамин голос нежный
С собой в груди неси,
Родную свою землю
Ты в памяти храни.
Припев: эта истина, как мир стара:
Все решать самим
пришла пора.
Есть всему
отмеренный предел,
Скажешь: «Детство
милое, пока!»
Как это не просто
выбирать,
Чтоб потом себя не
потерять,
Верить и идти к
своей мечте
Сквозь судьбы
ветра.
2.
А жизнь как
из засады
Порой нас больно бьет.
Быть может попадешь ты
В досадный переплет.
Все в жизни этой сложно,
Поймешь, настанет срок.
Она так бесконечна,
Особенный урок.
Преодолеть преграды
Лишь сильным по плечу.
И ты преодолеешь,
Поверь в свою мечту.
И птица счастья в небе
Летит вновь за тобой.
Твоя удача близко,
Лишь
будь самим собой.
Припев тот же.
Ученица: Учитель, научи нас, где черпать добро, чтобы
стать нравственно сильными, противостоять миру зла, ненависти и насилия.
Ученица: Добро
— извечный выбор, важнейший выбор человека,
Судьба его первопричина и смысл его земного века.
Добро относится к наиболее общим понятиям
морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное.
Добро связывают с понятием блага, к которому
относят то, что полезно людям. Из этого следует суждение о том, что не является
благом бесполезное, никому не нужное или вредное. Однако, необходимо
уточнить, что благо есть не сама польза, а лишь то, приносит пользу. Благо
может существовать в виде самых различных вещей и состояний: это может быть книга,
пища, отношение к человеку, технический прогресс и справедливость. У всех
вышеозначенных понятий есть один объединяющий их признак: они имеют
положительное значение в жизни человека, они полезны для удовлетворения его
потребностей – бытовых, социальных, духовных.
Ученик: Добро является этической
характеристикой человеческой деятельности, поведения людей, их отношений.
Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть
добро.
Добро – это все, что связано с гуманизацией
человеческих отношений: это мир, любовь, уважение и внимание человека к
человеку; это научно-технический, социальный, культурный прогресс – не только в
тех их аспектах, которые направлены на утверждение гуманизма.
Таким образом, в категории Добра воплощаются
представления общества о наиболее положительном в сфере морали, о том,
что соответствует нравственному идеалу. (Учитель демонстрирует работы
художников - Рафаэля, Леонардо Да Винчи, Микеланджело.)
Звучит "Вальс цветов" П.И. Чайковского
Ученица: Первое движение
твоей души - самое благородное. Не раздумывай, как поступить, увидев зло, - бороться против него или,
закрыв глаза, пройти мимо.
Учитель: Говорят,
если есть в человеке доброта, значит, он
как человек состоялся. Так что давайте послушаем то, что по данному вопросу
думает библиотекарь нашей школы Паньшина
Н.А.
Выступление библиотекаря:
Основа определения добра и зла находится в нас самих. Все начинается с человека, нельзя автоматически стать добрым или злым.
Такими нас делают поступки , наше отношение к миру, к окружающим нас людям.
До седин людям свойственно
стремиться к самопознанию и совершенствованию.
Чем больше человек об этом задумывается и работает над собой, тем богаче
становится его духовный мир, тем добрее
и красивее его поступки. Так было, есть и всегда будет. Мы читая художественную
литературу не раз сталкивались с героями
какого либо произведения когда герои являются собой образцы высокой нравственности и наоборот. Всем
из вас наверное приходилось слышать такой лозунг «Хочешь жить - умей
вертеться» и афоризмы вроде «Победителей
не судят» оправдывают многие безнравственные поступки.
«Нравственность учит не тому, как стать
счастливым, а тому, как стать
достойным счастья». Как вы понимаете это высказывание немецкого Философа Иммануила Канта?
Жизнь
постоянно ставит нас перед нравственным выбором добра и зла. В заключении мне
хочется рассказать притчу о добре и зле.
Китайская притча о добре и зле.
Юноша пришел к мудрецу с
просьбой принять его в ученики
- Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.
- Конечно нет!
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет...
- Так иди и познай все это, - воскликнул мудрец, - а познав, не
делай!
Ученик: Невежество, убогость ума и чувств в наши дни становится моральным
пороком. Умей благодарить. Выслушав самые горькие, самые строгие слова, тоже
благодари за науку.
Ученица: Благодари
за добро, проявленное к тебе, за чуткость, за терпение, благодари за то, что тебя удержали от опрометчивого шага,
доказали твою неправоту.
Ученица: Береги,
щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека. Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревоги,
беспокойства.
Ученик: Большое
зло - лицемерие. Умей распознавать это многоликое зло, будь непримирим к нему.
Ученица: Большое зло - унижать достоинства человека:
считать себя личностью, заслуживающей
уважения, а другого человека - "мелкой пылинкой"!
Ученик: Огромное зло - лень, нерадивость,
стремление к лёгкой жизни.
Ученица:
Большое зло - зависть. Не завидуй тому, что товарищ достиг успехов. Но,
радуясь его успехам, стремись
обогнать их.
Ученик: Но, встретившись со злобой, не отчаивайтесь.
Ученица: He отвечайте
ненавистью на ненависть.
Ученик: Не торопитесь отвергать, когда вам душу
открывают.
Ученица: Не торопитесь разлюбить, не торопитесь всё
забыть.
Ученик: Во всём
как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы поступайте с ними.
Ученик: Как трудно в наше время быть честным, добрым, как трудно узнать, где
друзья, а где враги.
Ученик:
Каждый выбирает для себя
Женщину религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви или молитвы.
Шпагу для дуэли., меч для битвы.
Каждый выбирает по себе.
Каждый
выбирает для себя.
Выбираю
тоже - как умею,
Ни
к кому претензий не имею.
Каждый
выбирает для себя.
(Ю.Д.
Левитанский)
Ученица: Уничтожай зло в мире,
а прежде всего люби. Спеши делать добрые дела.
Ученица: Где светлый ум и доброй воли сила
И
мощный труд царят на благо нам,
Как
может зло и мрак явиться там,
Где
блещут эти чудные светила.
(Гете).
Учитель: Сегодня мы прошли дорогами Добра и Зла.
Ребята,
стремитесь к лучшему, к нравственной чистоте, совершенству. Познавайте радость
общения.
Внешние проявления чувств – это и поступки,
и слово, и взгляд, и улыбка. Ваш добрый взгляд может окрылить, вдохновить
кого-то на добрые дела. Смотрите
друг на друга по-доброму. Чаще
улыбайтесь. Пусть ваша улыбка дарит людям радость, добро. Наши добрые деяния
в итоге составляют счастье. Так будьте же счастливы все.
Итог:
- Какой вывод сделали вы для себя из нашего разговора?
|