«Одарённые дети в
современной школе».
Воли не удастся никогда
создать
мудрецов, если будете
убивать
в детях шалунов.
Ж.-Ж. Руссо
Одним из ключевых
направлений развития общего школьного образования является система поддержки
талантливых детей. При этом главным
результатом образования видится его соответствие целям опережающего
развития, индивидуализирование психолого-педагогического сопровождения
обучающихся.
В основе творческой
одаренности лежит творческий потенциал - нереализованные возможности, имеющиеся
у каждого человека. Проблема заключается не
столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом
одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся. Изменения во
всех областях жизни происходят с
невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном
мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким
образом, развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования.
Цели развития творческих
способностей:
- изучение проблемы развития
креативных способностей детей, а именно тех ее аспектов, значение которых
необходимо для практической деятельности в этом направлении педагога;
- выявление эффективных
приемов развития творческих способностей в условиях учреждения дополнительного
образования;
- использование специальных
приемов для развития творческих способностей детей.
Поскольку эти качества
являются возрастными и, следовательно, в какой- то мере временными, их нужно
вовремя и в полной мере использовать для подъема детских способностей.
Объектом исследования
данной статьи является педагогический
процесс,
а именно, процесс развития
творческих способностей у детей.
Под творчеством понимается
деятельность по созданию новых и оригинальных
продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – в предугадывании результата, правильно
поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к
действительности. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших,
простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При
решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается
нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как
наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и в
зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие
способности. Нормальные дети обладают
разнообразными потенциальными способностями.
Здесь и раскрывается важная
задача – выявить и развить способности в
доступной и интересной детям
деятельности.
«Способности не просто
проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут
в бездействие».
В психолого-педагогической
литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество,
рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют
креативность через свойства личности, ее способности.
Особенно важна с точки
зрения развития способностей ребенка игра, считал Выготский. Играя, дети общаются,
употребляют слова, они используют символический язык «как будто бы». Они
пробуют идеи в игре. В игре ребенок, как бы на голову выше самого себя.
Творческая игра учит детей
обдумывать, как осуществить тот или иной замысел.В творческой игре, как ни в какой
другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность,
самостоятельность.
Творческая деятельность – специфический вид активности человека,
направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая
самого себя.
Педагог должен учитывать
многие факторы, которые развивают ребенка, - его интересы, личные качества,
навыки общественного поведения.
Одним из основных принципов
обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в
постепенном развитии творческих способностей.
Выбирая различные направления работы с детьми, всегда находились ученики, достигавшие очень
высоких результатов в каждом из видов деятельности. Таким образом: поэтапное
выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей.
Но создание благоприятных
условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими
способностями. Необходима усиленная направленная работа по развитию творческого
потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране
система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное
систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому способности
развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня
развития.
Автор данной работы имеет
образовательный опыт и работает в МБОУ СОШ №46 в качестве учителя английского
языка и классного
руководителя.
В течение многих лет он
использует в своей работе коллективный
метод в развитии творческих способностей. Важная роль в развитии творческих
способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. Таким
образом, проведя наблюдения за развитием
учащихся среднего звена, становится
очевидным, что развитие творческих способностей
детей в условиях среднего звена зависит от определенных условий. К ним
относятся, во-первых, внутренние условия
– это индивидуальные возможности
детей и, во-вторых, внешние
условия, к которым относится семья ребенка, его родители, педагог, использующий
потенциал педагогического процесса в развитии
и поддержании самих творческих способностях учащихся. Исходя из этого,
педагог считает, что коллективный метод
является наиболее эффективным
способом развития творческих
способностей учащихся.
|