« Творческие способности детей в современной школе».
Сорокина О.Б.
Муниципальное
Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа Имени
Героя России Сергея Амосова №46 города Новосибирска
Воли не удастся
никогда создать
мудрецов, если
будете убивать
в детях шалунов.
Ж.-Ж. Руссо
Одним из ключевых направлений развития общего
школьного образования является система поддержки талантливых детей. При этом
главным результатом образования видится
его соответствие целям опережающего развития, индивидуализирование
психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал
трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого
школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
Как много
способных и талантливых детей. Среди подростков талантов значительно меньше. А
талантливые взрослые это скорее исключение чем правило. Что происходит с детьми
на пути к взрослости? Что же мешает им оставаться самими собой? И почему хрупкие
ростки индивидуальности в большинстве своем засыхают, а не превращаются в
крепкий стебель диковинных цветов? Почему явные способности часто не
раскрываются, не становятся талантами?
В основе
творческой одаренности лежит творческий потенциал - нереализованные
возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать
детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у
всех учащихся. Изменения во всех областях жизни
происходят с невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и
действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к
изменениям, сохраняя при этом свою
неповторимость. Таким образом, развитие творческих способностей становится
одной из основных задач современного
образования.
Цель развития
творческих способностей – это выявление эффективных приемов развития творческих
способностей учащихся в условиях современной школы.
Поскольку эти
качества являются возрастными и, следовательно, в какой- то мере временными, их
нужно вовремя и в полной мере использовать для подъема детских способностей.
Объектом
исследования данной статьи является
педагогический процесс, а именно, процесс развития творческих способностей у
детей.
Под творчеством
понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность
творчества – в предугадывании
результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей
гипотезы, близкой к действительности. Люди совершают каждый день массу дел:
маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача,
то более, то
менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый
путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума,
такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, что в
совокупности и составляют творческие способности. Следует заметить, что все
учащиеся обладают теми или иными способностями. Вопрос лишь в том, какими? Это
и нужно нам с вами выяснить в процессе обучения.
Здесь-то и
раскрывается важная задача – не только выявить, но и помочь проявить способности в доступной и
интересной детям деятельности.
Не следует
забывать, что способности не просто проявляются в труде, они формируются,
развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие. В
психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается
с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие
исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности.
Особенно важна с
точки зрения развития способностей ребенка игра, как считал Выготский Л.С.
Играя, дети общаются, употребляют слова, они используют символический язык «как
будто бы». Они пробуют идеи в игре. В игре ребенок, как бы на голову выше
самого себя. Творческая игра учит детей обдумывать,
как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой
деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность и
самостоятельность. Творческая
деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание
и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
Педагог
должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка - его интересы,
личные качества, навыки общественного поведения.
Одним
из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот
принцип и заключается в постепенном развитии творческих способностей.
Выбирая различные направления работы с детьми, всегда находились ученики, достигавшие очень
высоких результатов в каждом из видов деятельности. Таким образом: поэтапное
выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей.
Но
создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с
высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленная направленная
работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная
существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер,
направленных на последовательное систематическое развитие творческих
способностей у детей. Поэтому способности развиваются в основном стихийно и в
результате, не достигают высокого уровня развития.
Автор
данной работы имеет образовательный опыт и работает в МБОУ СОШ №46 в качестве
учителя английского языка и классного руководителя.
В
своей работе он использует интерактивную деятельность, т.е. совместную
деятельность, в которой каждый ребёнок может проявить свои творческие
способности. Ведь, несомненно, важная
роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является
инициатором идей. Таким образом, наблюдая за развитием учащихся среднего
звена, становится очевидным, что
развитие творческих способностей детей в
условиях среднего звена зависит от определенных условий. К ним относятся,
во-первых, внутренние условия – это
индивидуальные возможности детей и, во-вторых, внешние условия, к которым
относится семья ребенка, его родители, педагог, использующий потенциал
педагогического процесса в развитии и
поддержании самих творческих способностях учащихся. Исходя из этого, педагог
считает, что интерактивная деятельность на уроках является наиболее эффективным способом развития творческих способностей учащихся.
|